Коррекционная работаКоррекционная направленность работы школы-интерната связана с формированием у детей с нарушением слуха произносительной стороны речи с опорой на развивающееся слуховое восприятие в ходе всего учебно-воспитательного процесса при постоянном использовании электроакустической аппаратуры (стационарной коллективного и индивидуального пользования). Первая задача коррекционной работы - коррекция нарушенной слуховой функции, развитие у глухих и слабослышащих школьников речевого слуха, создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи. Вторая задача коррекционной работы - обучение детей с нарушением слуха произношению, которая включает в себя формирование и развитие внятной и членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Формирование произносительных навыков учащихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения. Информальный путь реализуется в ходе всех уроков и занятий, во внеклассное время (при постоянном применении электроакустической аппаратуры разных типов): дети подражают правильной речи учителя и воспитателя. Специальный путь используется на индивидуальных занятиях, на фронтальных занятиях в слуховом кабинете, музыкально-ритмических занятиях, при проведении фонетических зарядок на уроках и внеклассных занятиях. Фронтальные занятия в слуховом кабинете проводятся 1 раз в неделю в 1 дополнительных – вторых классах. На фронтальных занятиях дети учатся воспринимать неречевые и речевые звучания на слух при использовании электроакустической аппаратуры (бытовые шумы, голоса птиц и животных, уличные шумы, звуки природы, звуки музыкальных инструментов и игрушек и т.п.). Любимая тема ребят «Звучание музыкальных инструментов». Слуховой кабинет оснащен современной электроакустической аппаратурой СУВАГ СТ 10, позволяющей работать по верботональному методу, специальной электроакустической аппаратурой для определения слухового поля и индивидуальной реабилитации СУВАГ 2С, диагностическим аудиометром AD-226 для исследования слуха детей. В кабинете есть компьютер, МФУ, музыкальный центр, телевизор с DVD, проектор, детские музыкальные инструменты, звучащие игрушки, развивающие деревянные игрушки, наглядно-дидактический материал, специальная методическая литература. Кабинет музыкально-ритмических занятий оснащён зеркалами, музыкальным центром, телевизором с DVD, компьютером, музыкальными инструментами: пианино, кларнет, аккордеон, баян, барабан, труба, флейта, скрипка, треугольник, губная гармошка, металлофон, ксилофон, балалайка, кастаньеты, синтезатор. Музыкально-ритмические занятия проводятся с обучающимися 1 доп.-х – 2 классов 3 раза в неделю и направлены на эстетическое воспитание глухих учащихся средствами музыки, совершенствование их движений, развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи. На музыкально-ритмических занятиях у обучающихся развивается восприятие музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) в исполнении учителя и в аудиозаписи - ее характера (веселый, грустный, торжественный, спокойный и др.), формируются умения с помощью словесной речи характеризовать прослушанную музыку, выражать к ней свое отношение. Дети учатся танцевать, декламировать песни, играть на элементарных музыкальных инструментах. Большое внимание уделяется эмоциональному развитию детей, расширению их кругозора, развитию воображения, творчества. На общеобразовательных уроках и внеурочное время (самоподготовке) проводятся фонетические зарядки с целью коррекции и закрепления произносительных навыков обучающихся и предупреждения их распада. В настоящее время при проведении фонетической зарядки на общеобразовательных уроках и самоподготовке широко используется фонетическая ритмика, особенно в начальной школе. При проведении фонетических зарядок используются следующие виды работ:
Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированием произносительной стороны речи проводятся во всех классах школы. На каждого ребенка отводится 3 часа в неделю. В школе функционируют 15 кабинетов индивидуальных занятий. А также в каждом классе оборудован уголок для проведения индивидуальных занятий по РСВ и ФП. Кабинеты индивидуальных занятий оборудованы зеркалами, компьютерами (5 шт.), электроакустической аппаратурой индивидуального типа СУВАГ ИТ 2 (2шт.) и для групповой работы VERBOTON VT 42, мультисенсорными речевыми тренажерами Интон – М (19 шт.), 10 ноутбуками с мультимедийным обеспечением «Живой звук» (учебно-коррекционная программа, направленная на помощь детям, имеющим нарушения слуха и речи). Также в кабинетах индивидуальных занятий имеется ультрафиолетовое оборудование в чемодане – 5 шт. Все кабинеты оснащены компьютерными программами для развития речевого слуха и навыков произношения: «Страна Лингвия. Мультимедийная книжка», практикум по русской фонетике при нарушениях слуха и речи «Профессор Хиггинс», «Баба-Яга учится читать», «Почитай-ка! Клавиатурный тренажер», «Учите русский. Уровень для начинающих», «Учите слова. Русский», «Учите русский. Уровень для продолжающих обучение», также имеется программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ» по коррекции произношения на базе логопедического тренажера «Дэльфа-142.1», кабинет логопеда. В классах имеется специальная электроакустическая аппаратура коллективного пользования, позволяющая работать по верботональному методу в группе детей с нарушениями слуха и речи из 6–10 обучающихся SUVAG CT10 (Франция) -10 шт., VERBOTON VT 62 (Хорватия) – 5 шт., VERBOTON VT 62 для детей с кохлеарными имплантами – 1шт., электроакустическое оборудование для слухоречевой реабилитации и коррекции детей с нарушениями слуха и речи (на группу из 8 человек) ATU 30/8 (Англия) – 4 шт., инфракрасный динамик-усилитель IR Swift (Великобритания), звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования речевой аудиокласс «УНИТОН-АК» серии FORTE) (Россия) – 5 шт., беспроводной речевой тренажер «УНИТОН-ФМ» (Россия) - 1 шт., радиокласс «RALET» - 1шт. Использование специальной аппаратуры позволяет максимально расширить слуховое поле, развить остаточный слух, приблизить речь к норме. Дети получают возможность более точно и в большем объёме воспринимать на слух речевой материал и воспроизводить его правильно с соблюдением интонации. Верботональный метод обучения даёт возможность реабилитации детей со значительной потерей слуха. Всего электроакустической аппаратурой коллективного пользования оборудовано 27 классов. На коррекционных занятиях для развития слуха и речи учителями используются компьютерные программы, направленные на формирование произношения и развитие слухового восприятия у неслышащих детей. Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие интересным, увлекательным и информационно насыщенным, что делает учебный материал более доступным для восприятия. На индивидуальных занятиях учителя используют логопедический массаж. Такой массаж применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей. После сеансов массажа у детей нормализуется тонус мимической и мышечной мускулатуры, улучшается работа мышц артикуляционного аппарата. С использованием логопедического массажа существенно сокращается время над развитием произносительной стороны речи. Наиболее эффективной организационной формой, в рамках которой осуществляется наиболее действенное психолого-педагогическое сопровождение учащихся, является школьный психолого-медико-педагогический консилиум, который функционирует в школе с 2014 года. Организация деятельности данной структуры в условиях конкретного образовательного учреждения обоснована письмом Министерства образования РФ № 27/901-6 от 27/03/2000 года с целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения и оказания комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии. ПМПк был сформирован из сотрудников школы (сурдопедагог, учитель-дефектолог, психолог, социальный педагог, педиатр, учителя и воспитатели), имеющих необходимый уровень образования, специальность, а также опыт работы с детьми с отклонениями в развитии. За время существования ПМПк в нашей школе проводилась и проводится работа по следующим направлениям:
Кроме этого, в функции ПМПк входит решение конкретных проблем обучения, поведения и психического здоровья детей школы-интерната. Специалисты ПМПк оказывают индивидуальную помощь школьникам, а также консультативную помощь педагогам и родителям. Таким образом, создание и функционирование в нашей школе данной структуры помогает решать психодиагностические, коррекционные, развивающие, консультационные и просветительские задачи в соответствии с целями и задачами самой школы. С целью дальнейшей социальной адаптации неслышащих в социуме в интернате созданы все условия для их постоянного нахождения в речевой среде. |